Наверно большинство родителей, у которых есть ребенок-школьник, сталкивались с такой ситуацией: вы приходите с работы, наскоро кушаете и садитесь выполнять со своим ребенком школьные задания. Время выполнения уроков нередко затягивается допоздна. Вы сердитесь на то, что сын или дочь медленно вникают в суть задания. В конце концов, любимый отпрыск прилежно переписывает выполненные уроки «на чистовик» и ложится спать, а вы с грустью думаете, что до каникул еще далеко.
Конечно, когда речь идет о совместном выполнении уроков с учащимся первого, второго или третьего класса, то присутствие родителей при выполнении домашнего задания просто необходимо. Специалисты по психологии поведения ребенка утверждают, что это очень важно. Именно в это время закладываются такие необходимые навыки, как аккуратность и прилежность. Ребенок с помощью родителей приучается ответственно относиться к выполнению уроков и пр.
Но вот, если речь идет совместном приготовлении домашних заданий с учеником пятого, шестого, седьмого или даже восьмого класса, то возникает вопрос о том, почему так происходит. Родители признаются, что с удовольствием перестали бы уже сидеть над уроками вместе с ребенком, но небезосновательно опасаются, что без их контроля школьник просто перестанет выполнять домашние задания, это уже скажется на его успеваемости в школе.
Возникает замкнутый круг: родители, опасаясь за успеваемость своего сына или дочери, вынуждены ежедневно контролировать процесс выполнения домашних заданий, а психология поведения ребенка такова, что он полностью перекладывает ответственность за свои оценки на плечи родителей, посвящая время исключительно развлечениям в отсутствие мамы и папы.
Но родители часто не хотят себе признаться в том, что такая ситуация очень удобна прежде всего для них. Чем? Во-первых, контролируя выполнение уроков, родители обеспечивают себе спокойное существование, боясь отпустить ситуацию и испытать возможные неудобства, связанные со школьными проблемами ребенка. Во-вторых – таким способом мамы и папы реализуют свое представление о том, как должен вести себя «хороший» родитель. Правильно, сидеть за уроками вместе с ребенком. А как еще? А на «еще» уже нет ни сил, ни времени, а иногда и желания.
Что делать тем родителям, которые твердо решили приучить ребенка к самостоятельному выполнению уроков?
Во-первых, дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным. Объявите ему, что с завтрашнего дня уроки ваш сын или дочь будут выполнять самостоятельно. Ваша роль – исключительно консультативная. Если будут трудности – вы готовы объяснить, рассказать, но сидеть над душой вы больше не будете. Пусть ребенок осознает, что он несет ответственность за выполненные или невыполненные задания, а значит и за полученные оценки.
Во-вторых, не бойтесь, что ребенок, оказавшись в ситуации свободы, может получить неудовлетворительные оценки. Да, вначале, возможно, будет именно так и будет. Такова уж психологии поведения ребенка! Договоритесь с сыном или дочерью, какие будут ограничения на развлечения, в случае получения плохих отметок. Главное – строго придерживайтесь этих ограничений, если в этом будет необходимость, не потакайте просьбам «в последний раз».
В-третьих – поддерживайте ребенка. Поощряйте его за самые, казалось бы, незначительные успехи. Ведь он достиг их самостоятельно. Радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его, делая особый акцент на том, что он смог без чьей либо помощи достичь положительных результатов.
И тогда, через некоторое время ваш ребенок будет самостоятельно садиться за уроки, а у вас будет возможность испечь всеми любимый пирог, чтобы вечером собраться за чаем всей дружной семьей и обсудить все самые интересные новости!
Тепла вам и уюта в семье, уважаемые читатели FamilySpace!
а еще бывают случаи, когда родители за детей делают домашнее задание — лишь бы плохую оценку не поставили.