Категории

Семейные вопросы
  • Любовь и семья
  • Отдых
  • Здоровье и красота
  • Карьера и образование
  • Домашние питомцы
  • Дом и быт
  • Хобби и досуг
  • Дети, беременность и роды
Общие
  • FamilySpace
  • Фамилии
  • Землячества
  • Генеалогия
  • Разное

Рекомендуемые группы

  • С романтикой в сердце
  • Вебинар по старым фотографиям
  • Генеалогия - обмен опытом
  • Вебинары от FamilySpace

Личность ребенка – как воспитать ее правильно: советы психолога

Статья опубликована 9 октября 2012

Понятие «личность» - довольно обширное и многозначное. Различные люди по-разному трактуют это понятие. Так что же такое? Что мы имеем в виду, говоря об одном человеке «личность», а о втором «не личность»?

На самом деле, все мы с вами личности. Ведь это понятие означает не что иное, как проявление социальных норм в поведении конкретного человека. Как это понять? Вы знаете, что пожилому человек нужно уступать место в транспорте? Вы в курсе, что обижать слабых – нехорошо, а воровство – просто преступление? Если да, тогда вы личность. А вот зрелая вы личность или нет зависит от того насколько вы применяете эти нормы и правила в вашей повседневной жизни.

Проще говоря – личностью может называться тот человек, который знает и использует нормы и правила жизни общества в своей повседневной жизни. Где эти нормы и правила можно узнать? Есть ли какие-нибудь книги или учебники, где это все прописано? Специально регламентированных правил, конечно же, не существует. Мы знакомимся с ними в процессе всей своей жизни. Сначала, мы узнаем социальные нормы с помощью мамы, папы, бабушки, дедушки. Нам говорят, что «это хорошо», а вот «это – плохо». К трем годам у ребенка уже формируется личность. Он уже способен совершать поступки, которые ясно показывают, усвоил он или нет нормы общества, которые ему внушались семьей.

Психологи проводят с трехлетними детьми очень интересный эксперимент, который наглядно демонстрирует психологию личности ребенка. Заключается он в следующем: ребенок приходит в кабинет психолога, садится за стол. Перед ребенком ставят яркую красочную коробочку и просят немного подождать психолога, который должен подойти через 5 минут. Самая главная просьба – в отсутствие психолога не открывать коробочку и не заглядывать внутрь. Психолог наблюдает за действиями ребенка за непрозрачным стеклом. Конечно, любопытство у любого берет верх и каждый малыш, в отсутствии взрослых, открывает коробочку, видит, что она пуста и спокойно садится на свое место. После этого психолог заходит в комнату и задает ребенку вопрос: соблюдал ли он указание не открывать коробочку? Большинство детей говорят, что сидели тихо и коробочку не трогали. Психолог одобрительно гладит малыша по голове и предлагает ему в награду конфетку. И вот тут происходит самое интересное! Те дети, у которых личностные качества не сформированы, берут конфетку и радостно бегут к родителям. Те же ребята, у которых личность уже развита, отказываются от угощения, справедливо считая, что не заслужили награды за свой поступок. Психологи назвали этот результат «эффектом горькой конфеты». Этот, казалось бы, простой поступок отказа от угощения называют личностным поступком. Ребенок поступил как личность.

Анализируя психологию личности ребенка, важно понимать какие действия взрослых благоприятно отразятся на ее развитии, а какие наоборот окажут противоположное действие.
Важно помнить, что основным окружением ребенка в начале жизненного пути является его близкое окружение: мама, папа, братья, сестры и т.д. Все, что происходит в семье, лакмусовой бумажкой проявится в поступках и действиях ребенка. Поговорка «ребенок – зеркало его семьи» очень точно показывает, какую роль в формировании личности малыша играет его семья.

Не стоит думать, что ребенок воспримет только то, что ему говорят и не обратит внимания на то, что он видит. Если мама внушает дочке, что говорить неправду нельзя, а вечером со смехом делится с родными тем, что удачно обманула доверчивого начальника, сказавшись больной, и ушла на 3 часа раньше с работы, что будет усвоено подрастающим ребенком?

Если папа внушает ребенку, что нужно почитать стариков, а после этого с раздражением жалуется супруге, что в поликлинике деваться от пенсионеров, скорее всего и второй урок жизни будет запомнен, порождая тем самым такое неприятное качество личности, как лицемерие.

Вплоть до подросткового возраста ребенок практически некритичен к тому, что внушают ему взрослые. Сказала мама, что это – хорошо, значит это и есть хорошо. Поэтому, с одной стороны, у вас есть прекрасная возможность воспитать гармоничную личность, полноценного члена социума, с другой – перед родителями ребенка лежит колоссальная ответственность за то, что они говорят своему чаду, а самое главное – как действуют. Ведь все это влияет на психологию личности ребенка.  Немаловажную роль играет так же то, насколько осознанно родители относятся к воспитанию своего ребенка, как строят свое общение с ним, чем руководствуются. Зрелая личность вашего ребенка – во многом результат вашего серьезного отношения к воспитанию маленького члена общества.

Читайте также

Оставить комментарий на тему «Личность ребенка – как воспитать ее правильно: советы психолога»

Балкин Александр
27 декабря 2013г в 11:36

чтобы воспитать в ребёнке личность необходимо воспитателю быть личностью

Мирошникова Тамара
9 октября 2012г в 23:59

очень верная статья: важно, чтобы родители показывали ребенку положительный пример и чтобы их слова не расходились с их действиями,