Категории

Семейные вопросы
  • Любовь и семья
  • Отдых
  • Здоровье и красота
  • Карьера и образование
  • Домашние питомцы
  • Дом и быт
  • Хобби и досуг
  • Дети, беременность и роды
Общие
  • FamilySpace
  • Фамилии
  • Землячества
  • Генеалогия
  • Разное

Рекомендуемые группы

  • С романтикой в сердце
  • Вебинар по старым фотографиям
  • Генеалогия - обмен опытом
  • Вебинары от FamilySpace

Развивающие игры Монтессори – самостоятельность и творческий подход.

Статья опубликована 25 сентября 2012

Знаменитый итальянский педагог Мария Монтессори прославилась тем, что придумала новую систему игр и занятий для детей с задержкой в развитии, которая позволила им в итоге догнать и обогнать своих сверстников. Сейчас ее труды легли в основы обучения во многих школах, детских садах и центрах.

Ребенок по этой системе должен заниматься сам. То есть, уставшие мамы и папы могут найти или сделать нужные предметы детских «умных» игр, показать их малышу и заняться своими делами. 
Эта игра подходит для детей от полугода до двух лет. Такой большой разбег вызван несколькими причинами: склонностями самого малыша, тем сильно ли его ограничивали в младенчестве, а также теми навыками, которые у него уже есть.

Для того чтобы сделать игры самому вам понадобится набор листов картона от 20 страниц, ножницы и разноцветная бумага, желательно также отличающаяся по фактуре.

Набор для развивающей игры по Монтессори будет состоять из следующих деталей:

1. 16 квадратов 10 на 10 сантиметров с прорезями в виде фигур. Он должны быть толщиной около 2 миллиметров. 

2. 16 вкладышей в квадратные рамки: круг с диаметром в 5 сантиметров, квадрат со стороной в 4 см., равносторонний треугольник – сторона 5 см., эллипс – диаметры 4 и 7 см., прямоугольник со сторонами 4 и 6 см., ромб с углом 60 градусов и стороной 4 см., трапеция первое основание – 6 см., второе основание и высота – 4 см., неправильный четырехугольник с одним прямым углом и сторонами 3,5 см. и 6,5 см., параллелограмм со сторонами 4,2 см. и 5 см. , и острым углов в 75 градусов, равнобедренный треугольник со сторонами 4 см. и 6,5 см, правильный шестиугольник со сторонами по 3 см., пятиконечная звезда, диаметр которой равен 6,5 см., равнобедренный прямоугольный треугольник, катеты которого составляют 6 см., правильный пятиугольник с диаметром 6 см., неправильный шестиугольник, стороны которого 3 см. и противоположные им углы 90 градусов, разносторонний треугольник со сторонами 8, 6 и 4 см. 

Как сделать детскую умную игру?
Листы картона и цветной бумаги нарежьте на квадраты 10 на 10 см. В центре каждого листа нарисуйте геометрическую фигуру в натуральную величину, после этого аккуратно вырежьте ее. Затем наклейте их на картон. Высушите их под прессом или грузом в 20-30 кг.
После этого вырежьте вкладыши по контуру цветной бумаге. Это проще всего сделать острым специальным, перочинным ножом или лезвием на кухонной доске. Постарайтесь не повредить полученные фигуры – они станут вкладышами для «рамочек». Обработайте края игрушки так, чтобы детали хорошо подходили друг другу – легко входили и полностью закрывали отверстие. 
Не забудьте подготовить специальную коробку для рамочек и вкладышей. Она должна быть с дном примерно 20 на 10 см. и около 6 см. в высоту. Можно ее украсить аппликацией из геометрических фигур или другим интересным для ребенка рисунком.

Для того чтобы рамки и вкладыши не повреждались карандашами и с ними проще было работать, их края стоит покрыть бесцветным лаком или масляной краской. Лучше если обе стороны фигур и квадратов для них будут одинаковыми. Так, если вкладыши не симметричны, малышу будет сложнее поставить его на место. Ему придется догадаться, что фигуру нужно перевернуть, чтобы она вошла. 
На рамочках вы можете проставить цифры – когда малыш научится считать, он будет складывать их в коробку по порядку. Если вы активно учите ребенка читать, то стоит подписать на квадратах названия фигур.

Развивающие игры с рамками и вкладышами
Подбирая и объясняя задания малышу, ориентируйтесь на его возраст и уровень развития. Главное, следите за тем, чтобы ребенку было интересно: с одной стороны, занятие должно его увлекать неожиданностью, а с другой, если у него ничего не получается ребенок может раскапризничаться и нервничать.

1. Самое простое и очевидно, подобрать ко вкладышам рамки. Но и тут есть свои тонкости: не предлагайте малышу с самого начала все 16 рамок – дайте от 4 до 8, не больше. Обратите внимание на предлагаемые фигуры: поставить на месте круг намного проще, чем неправильный шестиугольник. 
Выбирайте для начала вкладыши «попроще». Не забывайте и то, что у детей могут свои «симпатии» к определенным фигурам – им может нравиться звездочка или отталкивать трапеция. Для каждого задания постарайтесь придумать сказочную легенду, чтобы ребенку было интереснее.

2. Обводить фигуры по «трафарету». Как и в любой другой детской «умной» игре, нужно показать малышу, как это делать, а после этого отойдите в сторону. Не подсказывайте, не «тяните» его, дождитесь, пока ваше чадо само сообразит, что рамки нужно плотно прижимать к бумаге. 
Вы можете предложить ему, например, нарисовать домик с помощью фигур – треугольная крыша, квадратные стены, круглые или прямоугольные окна, либо можно составить несколько треугольников в столбик – получится елочка. Со временем не забывайте усложнять задания – попросите малыша сделать так, что все узоры должны соприкасаться, или наоборот стоять отдельно.

3. Обвести вкладыши. Это сделать намного труднее и некоторые малыши могут вовсе отказаться так рисовать. Но этот прием очень помогает развивать мелкую моторику, поэтому постарайтесь представить это занятие как можно более заманчиво. Но если ребенка увлечь не удалось не отчаивайтесь и не давите на него – возможно, через какое-то время он сам попросит к этому вернуться. 

4. Раскрасить получившиеся узоры. Для начала можно делать это не снимая рамку, чтобы штрихи не выходили за линию. Но потом нужно показать ему, что в первую очередь нужно закрашивать пространство рядом с контуром, а только потом все остальное. Не объясняйте ему этот принцип – если ребенок дойдет до этого сам, это знание станет для него более ценным. 

5. Определять фигуры на ощупь. Это достаточно трудное занятие, с ним лучше не торопиться. Но если малышу понравится, это может стать его любимой развивающей игрой на долгий срок. 

6. Вставить вкладыши в рамки с закрытыми глазами.
Научите ребенка пользоваться этим набором – и результаты его самостоятельно работы впоследствии вас впечатлят.

Но не забывайте, что ребенок должен развиваться еще и физически. Если у вас во дворе есть детские городки, например такие, как по ссылке, предложите ребенку погулять после занятий.

FamilySpace желает вам приятных и полезных занятий с детьми!

Читайте также

Оставить комментарий на тему «Развивающие игры Монтессори – самостоятельность и творческий подход.»

Окунева Ирина
4 октября 2012г в 15:52

А еще есть развивающие игры Никитиных — тоже классная штука

Лукина Дарья
6 ноября 2012г в 20:24

у нас в начальной школе был даже отдельный урок "развивающие игры", мы как раз по системе Никитиных занимались

Лукина Дарья
1 октября 2012г в 22:13

у моей племянницы такая игра есть. Ей нравится:) она может пару часов ей заниматься

Лежнева Людмила
26 сентября 2012г в 18:43

Очень интересная и полезная статья. Вспоминая, историю из жизни своей знакомой, которая по определённым обстоятельствам не могла водить своего ребёнка в центры или даже садик, для того чтобы с её ребёнком занимались. Она начала искать информацию, которая могла бы ей как-то помочь заниматься с ребёнком самостоятельно, в итоге наткнулась на подобную статью, где рассказывалось о методике Марии Монтессори, которая очень помогла и ей и её ребёнку в достижении отличных результатов.